Доцент МГГЭУ Инна Литвиненко: актуальные тренды и задачи российского образования – тема для дискуссии в Общественной палате РФ

В Общественной палате РФ прошло совместное заседание Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, Министерстве просвещения Российской Федерации и при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. От МГГЭУ в нем приняла участие член Общественного совета при Минобрнауки РФ, доцент Инна Леонтьевна Литвиненко.

Оценка качества образования, профессиональная общественная аккредитация высшего образования, снижение бюрократической нагрузки на педагогов — эти и другие вопросы обсудили на совместном заседании «Актуальные вопросы российского образования: тренды и задачи». В его работе приняли участие общественные советы при Министерстве просвещения Российской Федерации, Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

Открывая заседание, заместитель Секретаря Общественной Палаты РФ Владислав Гриб рассказал о прошедшем в Москве пленарном заседании Шестого профессорского форума «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики», на котором выступали профильные министры, депутаты, ректоры вузов и другие лидеры высшего образования. Совместное заседание трех профильных советов как раз и проходит в рамках форума, подчеркнул модератор.

Экспертное сообщество, представленное в составе профильных общественных советов, многое делает для системы образования, отметил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев: «Мы работаем для наших заказчиков — обучающихся и преподавателей. И обязаны сделать все, чтобы они почувствовали изменения, соответствующие современным требованиям», — подчеркнул он.

Все три совета должны сосредоточить внимание на наиболее актуальных проблемах высшей и средней школы, считает председатель Общественного совета при Минобрнауки России Александр Чубарьян: «Благодарю Рособрнадзор, профильные министерства за то, что они прислушиваются к тому, что мы говорим».

Действительно, многие вопросы не всегда могут быть подсвечены в рамках одного совета, поддержал коллегу председатель Общественного совета при Минпросвещения России Дмитрий Лутовинов: «Например, такой консолидации требует работа по формированию единой образовательной среды, эта работа началась, у нас появились единые программы, единый учебник истории. Важно повышать престиж профессии учителя и статусу учителя. Кроме того, большое внимание надо уделять вопросам воспитания», — сказал он.

Работать в интересах конкретных людей призвал коллег председатель Общественного совета при Рособрнадзоре Никита Анисимов. Среди приоритетов работы совета он назвал снижение бюрократической нагрузки на педагогов и контрольно-надзорную деятельность.

Актуальные проблемы, решением которых должны заниматься эксперты всех трех советов, перечислили члены Общественного совета при Рособрнадзоре. Во-первых, это сокращение бюрократической нагрузки в системе образования. В 24 образовательных организациях шести регионов запущены пилотные проекты по апробации подходов к снижению объема документации, объема мониторингов, оптимизацию и интеграцию информационных систем, снижению количества запросов. Уже сформирован перечень документов, необходимый для педагогов каждого уровня образования, который активно обсуждается в рамках пилотного проекта. Во-вторых, это совершенствование системы оценки качества среднего профессионального и высшего образования. Эксперты считают, что проведение профессионально-общественной аккредитации (ПОА) должно быть максимально открытым, поэтому необходимо законодательно закрепить требования о размещении информации о процедуре ПОА. Они предложили создать рабочую группу по аккредитационному мониторингу на базе всех трех советов.

Что нужно изменить в российском образовании для решения задач технологического суверенитета, рассказали члены Общественного совета при Минпросвещения России? По мнению экспертов, основным заказчиком для системы образования должен быть работодатель, а настройка всей системы образования должна проходить на основе задач технологического суверенитета. Среди предложений — внедрение комплексной программы развития школьного образования по STEM-предметам и организация профильных классов; стимулирование педагогов и учеников к сдаче ЕГЭ по естественно-научным предметам и изменение системы аттестации школьников; создание педагогических отрядов студентов технических вузов для проведения летних профориентационных лагерных смен.

Задачи создания бесшовных программ подготовки инженерных кадров в контексте достижения технологического суверенитета России обозначила председатель Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко. Она убеждена, что вовлекать студентов в инженерию необходимо еще школе, а для этого нужно создавать условия для формирования инженерного мышления, например, на уроке технологии: «Перезапустить урок технологии — это возможность рассказать каждому ребенку, как сегодня развивается экономика и промышленность, какие технологии существуют и сделать так, чтобы содержание этого урока регулярно обновлялось», — сказала Кравченко.

С докладами выступили члены Общественного совета при Минобрнауки России. Они подняли проблемы конкурентоспособности вузов и международного позиционирования российского образования на площадках БРИКС, ШОС, ЕАЭС и предложили запустить в рамках БРИКС пилотные рейтинговые проекты; создать общественно-консультативный орган по академическому лидерству; рекомендовать органам власти, вузам, НПО стран БРИКС ориентироваться только на те рейтинги, которые этими странами поддерживаются: «Совместные заседания общественных советов являются важным форматом, позволяющим обсудить национальные цели развития, поставленные перед министерствами Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным», – рассказала член Общественного совета при Минобрнауки РФ, доцент Инна Леонтьевна Литвиненко.  

Совместное заседание общественных советов при Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзоре проводится ежегодно. Главный итог таких совещаний — принятие конкретных решений по озвученным экспертами проблемам: проведение общественных слушаний, поправки в законодательство, создание совместных рабочих групп.