Аннотация проекта «Факторы формирования социокультурной идентичности студентов в условиях поликонфессиональности: теологический и психолого-педагогический подходы»

Актуальность. Исследование феномена социокультурной идентичности как детерминанты преемственности культурных основ, традиций и ценностей общества является в настоящее время актуальной научной проблемой, в особенности, в связи с процессом её формирования у студенческой молодёжи, находящейся в ситуации поликонфессионального взаимодействия и, часто, деструктивного влияния антиобщественных и, в том числе, экстремистских сил. Обусловленный глобальными общественными трансформациями серьёзный ценностно-мировоззренческий дефицит, характеризующий современную образовательную систему, настоятельно требует переосмысления задач воспитания в направлении формирования у молодого поколения твёрдых принципов и абсолютных нравственных ценностей, в связи с чем особую значимость приобретает применение теологического подхода, позволяющего исследовать религиозно-конфессиональную составляющую молодежной среды как набор факторов формирования зрелой личности и гражданина; поиск адекватного ценностного ядра, для более четкой артикуляции его значения, позволяет обратиться к многовековой православной традиции, показавшей свою плодотворность в педагогической деятельности. Проведение междисциплинарного фундаментального исследования, основанного на теологическом и психолого-педагогическом подходах обусловлена необходимостью разработки научно-методологических подходов к проектированию социокультурной образовательной среды вуза, способной обеспечить комфортную и безопасную личностную самоидентификацию студентов в условиях поликонфессиональности.

Цель проекта – выявить и научно обосновать факторы формирования социокультурной идентичности студентов, обусловленные особенностями поликонфессионального состояния общества; разработать на основе полученного знания научно-методологические подходы к построению модели социокультурной образовательной среды, обеспечивающей комфортную и безопасную личностную самоидентификацию студентов в условиях поликонфессиональности.

Теоретическая значимость. Исследование посвящено раскрытию целостного содержания и сущностной характеристики понятия «социокультурная образовательная среда», а также теологическим, психологическим и педагогическим аспектам её развития, отражающим практическую направленность процесса формирования личности обучающегося в условиях поликонфессиональности.

Научная новизна. В исследовании решается принципиально новая для науки задача, связанная с глубоким и разносторонним исследованием процесса формирования социокультурной идентичности современных российских студентов с учетом многообразия обуславливающих его факторов и, в первую очередь, религиозного фактора, а также возникающих в условиях поликонфессиональности взаимосвязей и конфликтов ценностей в образовательной среде вуза; междисциплинарный подход позволяет определить социокультурную идентичность в условиях поликонфессиональности как научную категорию и предмет исследования, а процесс ее формирования как цель развития личностно комфортной и безопасной социокультурной среды вуза.

Ожидаемые результаты и их значимость.

В результате проведения исследования будет разработана структурная модель социокультурной идентичности студента; с позиций теологического и психолого-педагогического подходов будут проанализированы и выделены факторы, влияющие на формирование социокультурной идентичности студентов в рамках поликонфессионального образовательного пространства. Применение теологического подхода позволит выделить и систематизировать основные конфессиональные и внеконфессиональные методы, применяемые в работе со студентами в поликонфессиональной образовательной среде высшей школы, а также охарактеризовать сильные и слабые стороны каждого из подходов. Будут разработаны научно-методические основы формирования содержания и организации образовательной деятельности в рамках преподавания гуманитарных дисциплин по темам, связанным с религиозным компонентом, включающим в себя понятия толерантности, межрелигиозного и межкультурного диалога, рассматриваемых с позиций позитивного плюрализма. Уточнение содержания понятия «социокультурная образовательная среда» и определение особенностей влияния её психологических, мировоззренческих, социокультурных и педагогических характеристик на личностное, социальное и профессиональное становление будущих специалистов на этапе обучения в образовательной организации, позволит разработать концептуальные основы (цель, структуру, и организационно-педагогические условия) формирования благоприятной социокультурной образовательной среды вуза, обеспечивающей комфортную и безопасную личностную самоидентификацию студентов в условиях поликонфессиональности. В контексте апробации основных идей проекта будут разработаны: модель формирования у преподавателей и студентов вузов готовности к социокультурному взаимодействию в образовательной среде вуза в условиях поликонфессиональности (модель будет применена в экспериментальных условиях), коррекционно-развивающая программа, ориентированная на формирование социокультурной идентичности студентов.